Китай постепенно захватывает рынок электромобилей

Аналитика >> 12.02.2018

Китай уверенно движется к контролю над всей цепочкой производства электромобилей – от добычи кобальта до конечной сборки. Такое положение может обернуться зависимостью глобального рынка от компаний Поднебесной, сообщает Wall Street Journal.

Более половины мирового объема кобальта (54%) добывается в Конго. Почти все закупщики сырья для производства аккумуляторов – из Китая. Таким образом компании рассчитывают подмять под себя цепочку поставок всех комплектующих для электромобилей – от добычи сырья до продажи литий-ионных батарей.

Такое положение вещей не удивительно:

• в Китае самый крупный рынок электрокаров;
• стратегической отрасль поддерживается правительством;
• производители аккумуляторов получают субсидии.

Аналитик CRU Group Джордж Хеппель отмечает: в 2012-м на китайцев приходилось 67% переработанного из кобальта сырья, сейчас уже – 77%. В недалеком будущем они смогут добиться 90%, что фактически монополизирует их положение на рынке.

Но все же саму добычу кобальта Китай пока не контролирует. Самые крупные шахты принадлежат Glencore (Швейцария). В 2017-м компания добыла 27,4 тыс. тонн и планирует двукратно нарастить показатель в ближайшей перспективе. Оставшиеся 30-40 тыс. тонн добывают частники и небольшие китайские компании.

Известно, что власти КНР сформировали резервы кобальта в 5 тыс. тонн, что соответствует общемировому потреблению в течение 15 дней. Это позволит им обезопасить собственный рынок. Активность Китая способна обернуться снижением цен на батареи и электромобили. Но эксперты выражают опасения, что невысокие цены затормозят развитие новых технологий.

Высокий спрос на аккумуляторы от производителей электромобилей спровоцировал трехкратный рост цен на кобальт и литий. Однако недавно Австралия начала поставлять крупные партии лития, что должно снизить стоимость сырья на рынке.