Качество топлива на российских АЗС оставляет желать лучшего

Бизнес >> 11.06.2017

Некоторые российские АЗС под видом известных брендов продают потребителям некачественный бензин. В итоге компании несут репутационные потери, страдают и автовладельцы. Но эксперты считают, что независимым АЗС приходится приходится прибегать к нарушениям из-за топливной политики: для заправок подобная торговля стала вопросом выживания.

Самое большое число нарушений на АЗС зафиксировано в Орловской, Волгоградской и Челябинской областях. Представители «Роснефти» регулярно осуществляют проверку на предмет противоправного использования товарных знаков и обеспечивают правовую защиту прав производителей.

За минувший год только «ЛУКойлом» выявлено порядка 140 случаев торговли под их брендом в разных российских регионах. Более половины из АЗС добровольно прекратили подобную практику. Компания предупредила: при повторных нарушениях будет обращаться арбитраж. Причем целью является не взыскание средств, а ограждение потребителей от некачественного товара.

Глава Московской топливной ассоциации Е.Аркуша отмечает: намного чаще присвоения товарного знака встречается ситуация с нечестными джобберами – сетью независимых АЗС. Зачастую по окончании договора они продолжают использовать символику и цвета недавнего партнера. Это делается для привлечения водителей, которые порой ориентируются лишь по знакомому цвету.

Крупные игроки рынка нашли выход: в качестве товарного знака они регистрируют внешний вид АЗС. Это дает возможность эффективно отстаивать правоту в судах. Нарушение прав может обернуться не только административной, но и уголовной ответственностью.

Однако в Независимом топливном союзе считают, что владельцы АЗС используют чужие бренды не от хорошей жизни. Проблема в популистских мерах властей: розничные цены на топливо сдерживаются искусственно, а налоговая нагрузка на владельцев заправок и акцизы постоянно растут. Поэтому на торговлю некачественным топливом идут даже те, кто раньше никогда не прибегнул бы к подобным махинациям.

Крупные компании, опасаясь продаж некачественного топлива, не дают франшизу независимым АЗС. Сейчас применяется иная схема: вертикально интегрированные компании предоставляют «одиночкам» свое топливо, за что те получают комиссионные. Однако бренд при этом использовать нельзя.

Глава союза П.Баженов предупреждает: летом возможен кризис, если закупочные цены на топливо превысят стоимость реализации. В этом случае при наличии солидных объемов, продавать его будет нерентабельно. В конечном итоге коллапс может привести к массовому банкротству владельцев независимых заправок.