Биография Олега Белозёрова: карьера и достижения на посту главы РЖД

Он прошёл путь от начальника отдела молодёжного центра до руководителя компании, на долю которой приходится 5,5% ВВП России. С его непосредственным участием госкорпорация стала мировым лидером среди железнодорожных перевозчиков в развитии энергоэффективных и телекоммуникационных технологий.

В бизнесе и на государственной службе

Олег Белозёров родился 26 сентября 1969 года в латвийском городе Вентспилсе, расположенном на берегу Балтийского моря. Его родители работали в системе здравоохранения: мама была невропатологом, а папа — рентгенологом.

Окончив среднюю школу в 1986 году, Белозёров поступил в Ленинградский финансово-экономический институт. После первого курса был призван в Вооружённые силы для прохождения срочной службы. Диплом о высшем образовании получил в 1992 году. Позднее, в 2005 году, в стенах родного вуза защитил кандидатскую диссертацию по экономике.

Управленческая карьера будущего главы Российских железных дорог началась в 1990 году с должности руководителя отдела молодёжного центра «Гран». Позже он работал в коммерческих фирмах Санкт-Петербурга, в числе которых «Экокон» и «Лагун». С 1998 года занимал руководящие посты на таких крупных предприятиях как «ЛОМО», «ГТП №21» и «Российская топливная компания».

Более 11 лет трудовой биографии Белозёрова посвящено государственной службе. В 2004 году он был назначен заместителем, а потом и руководителем Росавтодора. С 2009-го по 2015-й занимал должность замминистра транспорта. На этом посту курировал развитие дорожной инфраструктуры страны.

Во главе железнодорожного холдинга

20 августа 2015 года распоряжением председателя правительства России Олег Валентинович был назначен президентом ОАО «Российские железные дороги». В 2017 году должность была переименована, сейчас она называется «генеральный директор — председатель правления».

Сегодня РЖД является одним из крупнейших предприятий страны. Его доля от совокупного ВВП России по итогам 2020 года составила 5,5%. Численность сотрудников холдинга составляет свыше 720 тысяч человек. Среднемесячная зарплата российских железнодорожников в 2020-м была на уровне 61 375 рублей, что на 20% больше, чем в среднем по России.

В управлении компании находится более 85 тысяч километров железных дорог, по которым за год перевозят до 1,2 млрд пассажиров и до 1,27 млрд тонн различных грузов. Общая стоимость активов холдинга в 2020 году превысила 7 трлн рублей.

Самая энергоэффективная и экологичная компания

Одним из приоритетных направлений деятельности РЖД является развитие экологически дружественных технологий. По оценке Международного энергетического агентства, российская госкорпорация на протяжении последних лет является самым энергоэффективным и экологичным железнодорожным перевозчиком в мире. К 2020-му компании удалось на 49% снизить углеводородные выбросы по сравнению с уровнем 1990 года. При этом в целом по России выбросы должны быть снижены на 30% только к 2030 году.

Лидерство в сфере экологии — это результат многолетних усилий как лично Белозёрова, так и огромного коллектива предприятия. Осенью 2020 года, впервые в истории России, компания разместила «зелёные» бессрочные (без даты погашения) облигации на сумму 100 млрд рублей. Аналогичные ценные бумаги были выпущены и в иностранной валюте — в евро и швейцарских франках. Привлечённые на фондовом рынке средства идут на финансирование проектов, снижающих нагрузку на окружающую среду. В их числе — приобретение экологически чистого и экономичного транспорта, строительство и электрификация железнодорожной инфраструктуры, возведение и обновление очистных сооружений.

Примером «зелёного» проекта является электропоезд «Ласточка», производимый в России ООО «Уральские локомотивы» на основе конструкции Siemens Desiro. При перевозке одного условного пассажира электропоездом количество выбросов углекислого газа в атмосферу и объём потребляемой энергии кратно меньше, чем в случае с автомобильным транспортом или самолётом.

Преимущество современных локомотивов заключается и в том, что при торможении часть электроэнергии возвращается в контактную сеть. Таким образом рекуперируется 6% энергии. Этого достаточно для обеспечения Псковской, Новгородской или Магаданской областей.

Квантовая магистраль и цифровые платформы

Уверенное лидерство железнодорожному холдингу принадлежит и в сфере телекоммуникаций. В июне 2021 года впервые в России была введена в эксплуатацию квантовая магистраль Москва — Санкт-Петербург. Её протяжённость составляет 700 километров, что является вторым показателем в мире. Первенство принадлежит линии Пекин — Шанхай длиною в 2000 километров. Квантовые линии связи призваны обеспечить бесперебойную, защищённую от взломов передачу больших массивов данных. Вероятнее всего, они будут применяться в управлении беспилотными поездами, а также в диагностике подвижного состава в режиме онлайн.

Другим направлением работы РЖД, курируемым непосредственно Белозёровым, является цифровизация бизнес-процессов и клиентского сервиса. С его участием приняты основополагающие документы: концепция «Цифровая железная дорога» (2017 г.) и «Стратегия цифровой трансформации компании до 2025 года» (2019 г.). В настоящее время грузоотправители и пассажиры могут заказывать и контролировать услуги РЖД с помощью онлайн-платформ — веб-сайтов и мобильных приложений. Идёт ли речь о приобретении билета на электричку или о перевозке вагонами сотен тонн стройматериалов. Цифровая среда интегрирована и в железнодорожную инфраструктуру. Благодаря этому на вокзалах пассажирам предоставляется бесплатный доступ к Интернету с помощью Wi-Fi, а в пути следования — к мультимедийному порталу «Попутчик». Вагоны оборудованы USB-разъёмами для зарядки гаджетов.

С помощью цифровых платформ претворяются в жизнь решения на основе средств искусственного интеллекта. В настоящее время они применяются при продаже билетов, с их помощью разрабатываются перспективные технологии, включая системы управления беспилотными поездами. Испытания и исследования автономных «Ласточек» ведутся ещё с 2017 года. По словам Белозёрова, стоит задача «создать беспилотную транспортную систему, где инфраструктура и поезд будут взаимодействовать в полностью автоматическом режиме со стопроцентной безопасностью и надёжностью».

Также в числе ключевых технологий, которые, по мнению главы РЖД, необходимо освоить в ближайшем будущем — применение водородных источников энергии.

Инновационный подход к управлению, внедрение современных технологий по достоинству были оценены руководством страны — в марте 2021 года Олег Валентинович Белозёров был переназначен на должности руководителя компании.