Договорятся ли Россия и Китай о развитии МТК «Приморье»

Экономика >> 02.07.2017

4 июля с официальным визитом в Россию прибудет глава КНР Си Дзиньпин. Российская сторона возлагает на встречу большие надежды. Глава Минразвития Дальнего Востока А.Галушка анонсировал подписание соглашений о развитии двух международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье».

Тема МТК не раз обсуждалась в рамках российско-китайского сотрудничества. Эксперты считают, что коридоры станут мощным стимулом для роста экономики ДФО. Однако некоторые скептики сомневаются в целесообразности вложения капиталов в данные проекты.

«Приморье-1» и «Проморье-2» планируют создавать на основе имеющейся инфраструктуры. Первый маршрут соединяет провинцию Хэйлунцзян с крупными портами Дальнего Востока. По этой ж/д ежегодно перевозится до 60 тыс. тонн грузов, 80% из которых – российские лесоматериалы. Второй путь – более перспективный, к тому же короткий: от провинции Цзилинь до нескольких небольших портов Хасанского района. Здесь грузооборот достигает 400 тыс. тонн. К тому же группа «Сумма» намерена обустроить новую инфраструктуру с ежегодной мощностью до 100 млн. т – порт Большое Зарубино.

От границы до портов – не более 70 км, но имеющиеся мощности невелики. Строительство нового порта обойдется минимум в 200 млрд. руб. Можно везти грузы до Владивостока и дальше, но для этого необходим мост через реку Раздольную. Примечательно, что «Приморье-2» проходит у стыка границ РФ, Китая и КНДР. Но пока потенциальные возможности остаются на низком уровне из-за неразвитости инфраструктуры и бездорожья.

Для реализации проекта требуется упрощение трансграничного контроля и серьезные капиталовложения в порты и дороги. В настоящее время все упирается в поиск частных инвесторов, готовых вкладывать средства в МТК. Руководство ДФО рассчитывает на «политическое решение китайской стороны», но пока конкретики нет.

В ходе визита главы КНР будет в очередной раз подписан меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании и еще десятки соглашений. Остается надеяться, что стороны наконец-то определятся с судьбой взаимовыгодных транспортных коридоров и китайские инвестиции пойдут в дальневосточную инфраструктуру.