Алексей Тайчер и его активы. Биография владельца группы «ТФМ»

Алексей Тайчер

Тайчер: бизнесмен, инвестор, антикризисный менеджер. Этапы становления владельца группы «ТФМ»

Его карьера началась в 19 лет с должности помощника финансового директора крупной компании. Сегодня он владеет холдингом, занимающим лидирующие позиции в нескольких сегментах российской экономики.

Образование и карьера менеджера

Алексей Роменович родился в 1979 году в Ленинграде. Выпускник Петербургского госуниверситета путей сообщения (поступил в 16 лет после гимназии). Карьеру финансиста начал еще в студенческие годы — помощником финдиректора компании «Евросиб», занимавшей тогда лидирующие позиции на рынке грузоперевозок северо-запада страны.

В 2000 году он году с отличием окончил университет, а спустя три года получил степень MBA в области финансов.

В 2003-м переехал в Москву, где занял руководящую должность в концерне «Союзвнештранс». На новом месте управлял проблемными активами предприятия. Один из них был успешно продан известному российскому банку.

В 2005 году Тайчера пригласили в РЖД на должность советника первого вице-президента. В составе рабочей группы Алексей Роменович занимался разработкой модели железнодорожных грузовых перевозок. Впоследствии созданная концепция стала основой реформирования всей железнодорожной отрасли.

С его непосредственным участием была создана и подготовлена к приватизации ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). В конце 2011 года одна из дочерних структур Владимира Лисина приобрела на аукционе 75% акций предприятия, заплатив за них 125,5 млрд рублей.

Позже Тайчера пригласили возглавить другую дочернюю компанию РЖД, находившуюся на грани банкротства. За три года АО «Федеральная грузовая компания» вышло в число ведущих грузовых перевозчиков и выплатило госкорпорации 40 млрд рублей в качестве дивидендов.

Холдинг «ТФМ»: создание, активы, новые направления

Собственный бизнес Тайчер начал выстраивать в 2012 году. В партнерстве с предпринимателем Владимиром Евтушенковым была выкуплена «СГ-Транс» — компания, занимавшаяся закупкой, транспортировкой и реализацией сжиженных углеводородных газов (СУГ). Финансированием сделки занимался «Газпромбанк». Предприятие переживало непростые времена после нескольких реорганизаций. С приходом новых собственников ситуация кардинально изменилась. В настоящее время «СГ-Транс» — крупнейший в России перевозчик СУГ. В его активе 10 филиалов и 10 ремонтно-испытательных комплексов (РИК) подвижного состава. Единовременно РИКи компании могут обслуживать до 400 грузовых вагонов. Лидирующие позиции предприятия на рынке подтверждает и его высокий кредитный рейтинг — согласно новости, которую приводит агентство НКР, он зафиксирован на уровне A+.ru со стабильным прогнозом.

В 2019 году Тайчером в рамках MBO (Management buyout) на заемные средства было приобретено ПАО «ТрансФин-М», ставшее ключевым активом группы «ТФМ». Основным направлением деятельности компании является лизинг портового оборудования и спецтехники, воздушного и водного транспорта. Предприятие владеет 21 судном различного класса. По объему лизингового портфеля «ТрансФин-М» занимает шестую строчку в российском рэнкинге. Его размер на 1 июля 2021-го составлял свыше 170 миллиардов рублей. Компания также стала значимым игроком российского рынка долговых обязательств, разместив 18 выпусков облигаций на сумму свыше 90 млрд рублей.

В 2019 году на базе активов «ТФМ» был создан единый оператор грузовых вагонов ООО «Атлант», а позже партнером «ТрансФин-М» по этому бизнесу стал ВЭБ.РФ. «ТрансФин-М» владеет 75% уставного капитала компании, госкорпорация — 25%. Сегодня «Атлант» — в списке крупнейших ж/д перевозчиков России, располагая 60 тысячами вагонов. По количеству крытых вагонов предприятие занимает второе место на российском рынке. В числе его клиентов — более 300 грузоотправителей, представляющих различные отрасли экономики.

Еще одной сферой деятельности «ТФМ» является оказание майнинговых услуг при разработке открытых горных месторождений. В этой сфере задействованы два предприятия группы — «ТФМ-Спецтехника» и «ТФМ-Восток». Их силами ведется разработка 10 месторождений на территории шести регионов России. Основной портфель заказов был сформирован в 2020-2021 гг. при непосредственном участии Алексея Тайчера.

Холдинг, в котором Тайчер владеет 75% акций, продолжает успешно развиваться. В 2021 году совместно с «Российским аукционным домом» запущена программа приобретения в лизинг коммерческой недвижимости. На очереди — проекты в сфере контейнерных перевозок, а также экологического и цифрового лизинга.